Статьи на тему Медитации и техники
Автор Петр Лейман
Обсудить статьи, подискутировать со мной, задать вопросы вы можете в Телеграм.
Что такое настоящая медитация
Не хочу, чтобы вы оставались в ловушке умозаключений вызванными привычным образом жизни, привычным мышлением, информационным потоком искажающим действительность, поэтому обязан объяснить, что такое медитация на самом деле. И предупредить, что надо потрудиться, кому больше, кому меньше, но впрыгнуть в медитацию, как по щучьему велению, никому не удастся. Необходимо набраться внутренней Силы, создать предпосылки и тогда медитация обязательно случится.
О медитации написано много, и это только запутывает. Латинское слово meditatio, от которого пошло слово "медитация", означает "обдумывать, мысленно созерцать, вырабатывать идеи", что далеко не полностью отражает суть медитации. А многообразие объяснений медитации в философских и толковых словарях не только не дают четкого понимания, что такое медитация, но даже могут отбить охоту ею заниматься.
В обиходе под словом медитация чаще всего подразумевается техника, избирательно влияющая на человека и только подводящая к собственно медитации. Именно название таких техник медитациями и вводит наш ум в заблуждение (медитация на свечу, медитация на воду, медитация с концентрацией на мантру или мандалу, трансцендентальная медитация и т.п.). Процесс подготовки входа в медитацию принимается за саму медитацию. И человек часто не идет дальше.
Даже великий мистик и пропагандист медитации Ошо (Бхагаван Шри Раджниш, 1931–1990), объясняя, что такое медитация, и подчеркивая, что она случается, ее невозможно "сделать", всё же дал большинству своих техник названия "медитация" (например, Kundalini Meditation, Dynamic Meditation). Один из его ответов на вопрос на этот счет был таким: "В процессе выполнения медитативных техник человек может войти в медитативное состояние, так почему бы их не назвать медитациями. Кроме того, выполняя технику, западный человек думает: я медитирую! Для многих это стимул и кратчайший путь к настоящей медитации, хотя для некоторых – конечная станция".
Так что есть настоящая медитация? Это – не просто измененное состояние сознания (ИСС), но особое состояние осознания и восприятия.
В обычном состоянии человек осознает себя и окружающий мир в спектре физического восприятия. Он видит, слышит, осязает, думает и осознает себя телесной личностью. То есть его восприятие направлено на материализованное, проявленное, на познаваемое с помощью физических органов.
В повседневной жизни мы не замечаем другого состояния нашего осознания в спектре восприятия нематериального, непроявленного, непознаваемого физическими органами в первую очередь из-за спонтанности и кратковременности проявления этого состояния. Но именно в эти мгновения нас посещают чувства* (не путать с эмоциями), догадки, прозрения, идеи. Эти мгновения и есть состояния настоящей медитации. И кстати, в этом состоянии "принимается заказ" на материализацию наших вольных и невольных желаний, в этом состоянии мы становимся волшебниками и подлинными вершителями своих судеб. Учитывая дуальность всего в нашей Вселенной, естественно предположить, что у состояния медитации есть своя противоположность. Из-за большой разницы во времени с состоянием медитации это, конечно, не обычное наше состояние. Противоположный полюс есть состояние концентрации обычного внимания.
К сожалению, человек не может хорошо и это делать, а ведь чем больше будет длиться настоящая концентрация, тем больше будет длиться ее противоположность – медитация. (О концентрации подробно в Уроке 5 курса). Вот почему возникли техники, основанные на концентрации. Вот почему люди, умеющие хорошо концентрироваться, лучше решают свои задачи: время как обычной концентрации, так и медитативного состояния у них больше.
Становится понятно, что сидеть, уставившись в одну точку или на пламя свечи, не есть медитация, а одна из многих техник позволяющих приблизится к медитации и не самым быстрым способом. Тот же Ошо подарил людям много различных техник значительно более результативных и более приемлемых в нашей бурной жизни.
Все известные техники, не зависимо от приемов, служат для достижения входа в медитацию: в состояние осознанного восприятия нематериального, непроявленного, непознанного, и более длительного пребывания в этом состоянии.
Глубокая релаксация → Остановка мыслей → Наблюдение без комментариев/свидетельствование → Не зависимый от воли вход в настоящую медитацию/в осознанное восприятие нематериального
Эта цепочка действий наиболее точно отражает процесс подхода к медитации и входа в нее.
Релаксация, отсутствие мыслей и созерцание вместе, чаще всего принимаются за медитацию. Но это только путь к настоящей медитации, хотя и очень полезный для здоровья.
А глубокий уход в молчание и наблюдение – свидетельствование без комментариев уже есть начальная стадия настоящей медитации, именно в этой стадии начинается процесс изменения сознания**, проявляются проблески особого осознания и восприятия. Медитирующий, совершивший первый раз вход в это измененное состояние, внезапно понимает всю мистическую прелесть медитации и у него формируется устойчивый навык входа в это состояние.
Все медитативные техники, в той или иной степени развивают указанные в схеме качества. Не забегая вперед, вы будите осваивать этот путь. Всесторонняя польза от занятий, в том числе и терапевтическая, не заставит себя долго ждать и будет все ощутимей по мере продвижения к настоящей Медитации.
Подготовке к вхождению в состояние медитации*** с тем или иным успехом обучают все духовные школы. На Востоке считается, что нахождение непрерывно более 40 минут в настоящей медитации – в состоянии измененного осознания приводит человека к просветлению. Поэтому тому, кто не ставит себе целью стать подобным Будде, Кришне или Христу, Учителя советуют прибывать в ней не более 20 минут. Не желающих стать просветленными и жить вне социума спешу успокоить.
Во-первых, выйти из любой стадии медитации очень легко (решил и в туже секунду без усилия вышел), это войти в нее надо потрудиться (расслабиться, остановить работу активного ума, начать наблюдать себя, наблюдающего, не комментируя).
Во-вторых, практика показала, что современному западному человеку весьма трудно находиться в состоянии измененного осознания (быть свидетелем свидетельствующего) более пяти минут, обязательно ум прорвется через тишину и созерцание или отвлекут внешние факторы. Обычно уже опытный медитирующий за час медитации (в привычном понимании этого слова), входит в особое состояние осознания несколько раз на очень не продолжительное время. Но и этого более чем достаточно, чтобы получить от медитации все необходимое!
Итак, практически все, что обычно называют медитациями, являются техниками, подводящими к состоянию медитации. Здесь тоже эти техники будут по традиции называться медитациями и упражнениями. Настоящая медитация – это венец, это вход в храм. Но, чтобы войти, надо сначала подойти. Кто имеет опыт занятий медитацией из прошлой жизни – подойдет быстрее, другие позже. Но затраченное время с лихвой окупится. И пройти надо всем, кто хочет достичь максимального результата.
Цитирую Ошо: "Медитация – это свидетельствование. Медитировать – значит быть свидетелем. Медитация – вовсе не техника! Это открытие приведет вас в смущение, поскольку я продолжаю обучать вас техникам. Если быть точным, медитация – это не техника, медитация – это осознавание. Однако окончательное понимание этого от вас далеко; оно глубоко скрыто в вас и очень далеко – поэтому вы и нуждаетесь в техниках. Вы можете достичь медитации прямо сейчас, но вам этого не сделать, ибо ваш ум продолжает функционировать. Это возможно сейчас и все же невозможно. Техники медитации перекинут через пропасть мост; они как раз и предназначены для того, чтобы перебросить мост. Так что на первых порах техники – это разновидности медитации; но в конце вы будете над ними смеяться: техника – это вовсе не медитация. Медитация – это абсолютно новое качество вашего бытия, медитация ни с чем не имеет ничего общего. Но случится она только в конце; не думайте, что она уже случилась, иначе мост через пропасть вам не перебросить".
-----------
* Чувства и эмоции – это совершенно разные вещи. Чувства возникают тогда, когда мы (наша интуиция, шестое чувство) получаем из непознанного (или как угодно – из информативного поля, от высшего "Я") некую информацию. Понятный пример. У матери внезапно возникло чувство тревоги за своего сына, который в это время в другом городе попал в неприятность. Эмоции – запрограммированные, поведенческие реакции на информацию, полученную из физического мира.
** В связи с тем, что измененное состояние сознания сопутствует состоянию медитации, ее можно называть одним из видов транса. Но так как слово "транс" для многих людей имеет негативное значение, называть медитацию трансом не стоит.
*** Есть и другие, менее известные названия этому состоянию, например, толтекское снови́дение, японское дзадзен.
Страхи мешают начать медитировать
Возникновение определенных страхов вполне естественно. Неизвестное всегда страшит, это закон. Это нормально. Все люди с неизвестным встречаются, не только ищущие и медитирующие, и в лучшем случае неизвестное настораживает. Это инстинкт, защищающий человека испокон веков. Страшно заходить в неизвестную пещеру, нужно взять с собой факел и копье или вообще не входить.
На Западе всевозможные страхи, в том числе боязнь медитировать, подогреваются власть имущими и церковью. Борьба против медитации ведется давно и очень активно. Дело в том, что медитирующий человек перестает нуждаться в сверхнеобходимом. Все, что усиленно навязывается для потребления, кому-то приносит доходы, но по большому счету не нужно или даже вредно, и это не только материальное, перестает интересовать медитирующего.
Медитирующий человек становится более свободным и не внушаемым, то есть не подконтрольным. Медитирующий человек перестает нуждаться в посредниках для общения с Богом. Поэтому его надо так запугать, чтобы он и не думал о медитации.
Вот несколько распространенных страшилок с использованием полуправды – очень мощного оружия внушения человеку ложных представлений.
"Медитация ведет к изменению личности, но это доступно лишь единицам, из-за сложности и длительности предпринимаемых усилий".
Этим провоцируется нежелание заниматься медитациями. Ведь мало кто готов и отваживается выйти из привычной, хоть и надоевшей, колеи и изменить себя и свою жизнь. Тем более, если это сложно и долго. А изворотливый и хитрый ум всегда найдет и обоснует причину, чтобы человек не менялся, тем более неточной и противоречивой информации о медитации предостаточно. Из-за противоречивой информации формируется неверие и к правдивым сведениям. А ведь усилия как раз не нужны, только желание, а время, проведенное в медитации, приносит не только пользу, но и удовольствие.
"Медитация приводит к изменению сознания и человек становиться другим, не прежней личностью и не может вернуться в социум".
При этом приводят в пример восточных мистиков или пугают мизантропией. Да, медитирующий человек уже не тот, кем был раньше, но он не становится мизантропом, наоборот, он наполняется любовью ко всему, в том числе к людям. Ну, а для того чтобы стать просветленным необходимо иметь очень сильное желание, уметь глубоко, по настоящему медитировать и иметь возможность годами, по много часов в день медитировать, то есть уже быть материально независимым (иметь возможность не думать о пище и крове, то есть уже мочь жить вне социума).
"Терапевтический эффект медитации только за счет релаксации".
Почему забывают упомянуть устранение психосоматических причин болезней, лечение с помощью медитаций неврозов, депрессий и много чего еще?
"Во время медитации открывается скрытое в подсознании, что может навредить психике".
Медитация не может навредить психике, она лечит психику! Вредное, скрытое в подсознании, во время медитации действительно всплывает, но при этом осознается и удаляется лучше, чем это сделает даже хороший психотерапевт.
"Можно не выйти из состояния медитации, мосты, ведущие в это состояние, могут рухнуть и тогда можно там остаться (намек: то есть стать ненормальным)".
Ну, это уже откровенная ложь. Нужно только захотеть закончить медитировать, и человек тут же возвращается в обычное состояние. Во время медитации сознание (не ум – ум должен молчать, иначе это не медитация), конечно, более длительно, чем в обычном состоянии, контактирует с подсознательным, но легко прекращает этот контакт. Никаких проблем нет.
Проблема, и большая, может возникнуть, если для изменения своих сознания и/или восприятия пользоваться психотропными, наркотическими веществами. Вот тогда вероятность того, что мосты рухнут и человек превратится в овощ, весьма велика. Но об этом предпочитают не говорить: зачем предупреждать о реальной опасности и лишаться доходов? Медитирующий в медитации остается осознанным, а в наркотическом состоянии человек бессознателен.
Кстати, выходить из медитации можно также медленно, получая от самого выхода удовольствие. Для этого заканчивайте любую медитативную технику, любую медитацию просто, как вы просыпаетесь после хорошего сна. Не открывая глаза, хорошо потянитесь, скажите: "Мяу-у-у" (или свободный долгий выдох), медленно откройте глаза, улыбнитесь. Не помешают слова: "Здравствуй, мир, ты и я – одно целое, будем меняться вместе, это так полезно и интересно!"
Начинайте заниматься, не бойтесь!